Весна на подоконнике

На дворе начало марта – первый весенний месяц. Но зима пока не спешит сдавать свои позиции: повсюду сугробы и деревья спят еще крепким сном. А давайте устроим свою маленькую весну дома, на подоконнике. Сегодня мы не станем делать поделки, а проведем вместе с детьми 3-5 лет настоящие биологические эксперименты:

1. С веточками.
Во время прогулки осторожно срежьте несколько веточек тополя, березы, ясеня, липы. Дома внимательно рассмотрите своих «гостей». Предложите малышу пощупать веточки, понюхать их. Все ли они одинаковые? Нет! У одного кора толще, у других - тоньше, да и по цвету они разные, и по запаху. Расскажите крохе, как отличить одну от другой, каким деревьям они принадлежат. Если у вас есть подходящая книжка или набор карточек, рассмотрите изображения деревьев, веточки которых вы взяли. Можно завязать малышу глаза и предложить на ощупь или по запаху определить, веточку какого дерева он держит. Рассмотрите почки на ветках. Теперь расставьте ветки по бутылкам с водой. Часть веток поставьте ближе к свету, часть – в тень, в они бутылки подливайте теплую воду – в другие холодную, то есть создайте разные условия. Понаблюдайте, на каких веточках листья появятся раньше, где они будут крупнее.

2. С семенами.
Для наших опытов возьмем семена, которые дают быстрые всходы. Это фасоль, горох, семена подсолнечника, овса. Салат – латук появляется быстрее всех, через 4-5 дней можно собирать урожай. Начинаем посадочные работы. Прежде всего, выучим волшебный стишок, «заклинание», которое поможет нашему садику быстрее расти:
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко.
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток.
Перекинется мосток,
По мосточку мы пойдем
В гости к солнышку придем. ( И. Токмакова)

Можно, конечно, обойтись и без заклинания, но, согласитесь, так гораздо интереснее и таинственнее!

Выращиваем фасоль.

Чтобы было интереснее наблюдать за ростом фасоли, посадим ее в стеклянную банку.

1. Ополосните банку холодной водой.

2. Вылейте воду, но банку не вытирайте.

3. В банку вертикально вставьте стопку бумажных салфеток, свернутых трубочкой. Лучше, чтобы салфетки были контрастно го цвета, например, красные или желтые.

4.Между стенкой банки и салфеткой поместите несколько фасолинок.

5.-Смочите салфетки небольшим количеством воды и следите, чтобы они постоянно оставались влажными.

Через несколько дней из фасолинки проклюнется маленький белесый «червячок». А еще через пару дней на свет появится первый листочек. То-то будет радости! Теперь можно каждый день измерять, на сколько выросла фасоль. Детям постарше будет интересно делать это линейкой и записывать результаты в специальный дневничок. А самые маленькие могут измерять длину растения с помощью собственных ручек: вчера росток был с ноготок, сегодня уже с пальчик, а завтра будет с ладошку...

3.С листьями комнатных цветов. Возьмите лист бегонии или фиалки и переверните его жилками вверх. На пересечении жилок сделайте маленькие надрезы острым лезвием. Положите листок на влажную салфетку и накройте стеклом. Поставьте в теплое светлое место и регулярно поливайте. Через несколько дней из жилок начнут расти крохотные «детки» - листочки. Рассмотрите их в лупу. Когда они чуть-чуть подрастут и окрепнут, их можно будет пересадить в землю.

4. С репчатым луком. Возьмите головку лука, налейте в маленькую баночку (например, из-под детского питания) воду и поставьте на нее сверху луковицу - так, чтобы она касалась воды. Наблюдайте с ребенком за ростом корешков, а затем стрелок лука.

5. С корнеплодами – морковью, свеклой. Обрежьте верхушки у морковки, репки, свеклы. Налейте в мелкое блюдо немного холодной воды так, чтобы она не покрывала верхушки корнеплодов. Поставьте блюдо на подоконник и каждый день подливайте воду. Через несколько дней появится ботва. Теперь кусочки корнеплодов напоминают тропические острова, покрытые буйной растительностью. Снаряжаем кораблик из скорлупки — и в путь! Проводя эти нехитрые эксперименты, обязательно рассматривайте, как устроены растения. Рассказывайте малышу, как называются их части (корни, листья, цветы, плоды, семена); объясняйте, зачем они нужны. Обратите внимание на особенные названия: у лука не листья, а стрелы, у корнеплодов - ботва, у злаков семена находятся в колосьях, лук и чеснок растут из луковиц, картофель — из клубней. По возможности используйте книжки с картинками на эту тему.

Согласитесь, опыты очень простые, а сколько радости они доставят малышу! Но игры с растениями не только создают хорошее настроение. Они еще и очень полезны: учат познавать мир, дают представление о ходе времени, развивают координацию движений и мелкую моторику, помогают научиться сравнивать цвет, форму, объем, способствуют развитию речи.

Источник: журнал "Аистенок " №3, 2005г.

 
изделия из шифона
Замечания и пожелания к сайту направлять на admin@samodelkiny-ruki.ru